«Ждите бунта»: челябинские юристы выступили против лишения должников единственного жилья
19 января 2017 года на сайте www.domchel.ru была размещена статья, посвященная возможным изменениям в законодательство, которые позволят судебным приставам за долги обратить взыскание на единственное жилье. В данной статье, в том числе, представлен комментарий Председателя ЧРОСПО «Правосознание» Бабина Алексея Анатольевича.
Представляем Вашему вниманию данную статью.
«Ждите бунта»: челябинские юристы выступили против лишения должников единственного жилья
Челябинские должники в скором времени могут лишиться единственного жилья. С таким предложением выступило федеральное правительство. Приставы смогут выставлять на торги квартиры, если их площадь превышает 36 квадратных метров на человека.
– По действующему законодательству судебные приставы не могут продать за долги единственную квартиру, но они вправе наложить на нее запретительные меры, – объяснил председатель Челябинской региональной общественной социально-правозащитной организации «Правосознание» Алексей Бабин. – Это не лишит должника квартиры, но он не сможет распоряжаться ею до полного погашения долга. Исключение составляет жилье, которое находится в ипотеке. При задолженности банк имеет право выставить такую жилплощадь на торги.
Разработать новый законопроект правительство решило после постановления Конституционного суда от 14 мая 2012 года. Тогда суд запретил обращать взыскание на единственное жилье. Но попросил скорректировать норму в отношении жилья, размеры которого значительно превышают средние показатели, а стоимость достаточна для покрытия долга.
В соответствии с ч. 1 ст. 446 Гражданского процессуального кодекса к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание, относится жилое помещение, если для должника и членов его семьи оно является единственным пригодным для постоянного проживания. Однако в силу п. 43 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 арест в качестве обеспечительной меры либо запрет на распоряжение может быть установлен и на единственное жилье.
Власти предложили внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс, Семейный кодекс и закон об исполнительном производстве. Если законопроект примут, приставы смогут пускать с молотка квартиры должников при соблюдении двух условий. Во-первых, площадь квартиры должна превышать двукратную норму в 18 кв. м на проживающего – самого должника и членов его семьи. Во-вторых, долг должен быть соразмерен стоимости квартиры. Сумма обязательств должна превышать 5% от стоимости жилья, а на выплату долгов должно уходить больше половины стоимости квартиры. Если эти условия не соблюдаются, единственное жилье продавать нельзя, считают в правительстве.
Предполагается, что после изъятия квартиры должнику выплатят деньги на покупку другого, более скромного жилья. Минимальная сумма будет рассчитана исходя из средней кадастровой стоимости квадратного метра. Владелец квартиры должен будет приобрести новую жилплощадь за три месяца. Иначе деньги на жилье перечислят в бюджет муниципалитета, который в течение еще двух месяцев предоставит жилье из госфонда. На переезд в новую квартиру семье должника, по предлагаемому законопроекту, отводится две недели.
В Конституции сказано, что каждый имеет право на жилище. Однако юристы подчеркивают, что, если данные изменения вступят в силу, приставы на основании решения суда смогут изымать квартиру должника. В таком случае конституционные права граждан не нарушаются.
К изменениям в законе, которые позволят за долги продать единственное жилье, эксперты относятся негативно.
– Нововведение приведет к увеличению социальной напряженности, – уверен Алексей Бабин. – Даже сейчас, когда приставы изымают ипотечные квартиры, ситуация выглядит угрожающе. На практике за помощью к юристам обращается немало челябинцев, кое-кто уже лишился жилья из-за долгов перед банком либо вот-вот потеряет его. Несмотря на большое количество неисполненных решений суда, законодателю необходимо взвесить все плюсы и минусы, прежде чем принимать подобные изменения.
– Я надеюсь, что эти поправки не будут приняты, – поделился мнением с сайтом 74.ru челябинский юрист Владимир Подкользин. – Не думаю, что лишение должников единственного жилья подтолкнет их скорее погасить задолженность. Конечно, есть случаи, когда заемщик намеренно не выплачивает долги и не имеет финансовых проблем, проживает в комфортных условиях. Но чаще всего трудности с выплатой кредита испытывают челябинцы, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Принятие поправок вызовет общественный бунт.
В Татарстане решили кардинально бороться со злостными неплательщиками. У жителей республики, задолжавших за услуги ЖКХ, начали забирать детей. За 2016 г. из семей должников на срок до трех месяцев изъяли 11 детей.
Евгения Исакова специально для Domchel.ru
Оригинал материала: http://domchel.ru/text/galloper/256582726500352.html
Другие новости
Когда граждане сами противятся исполнению решения суда о предоставлении нового жилья
Управление Федеральной службы судебных приставов Челябинской области информирует о том, что в селе Чесма приставы окончили, как акцентируется на сайте ведомства, «уникальное по своей сути исполнительное производство», предметом которого стало выселение семьи А. из жилья, признанного аварийным, и вселение в квартиру, предоставленную администрацией района.
В ходе проекта «Правовая помощь: Безопасность сделок с жильем и финансами» в Челябинскую региональную общественную социально-правозащитную организацию «Правосознание» поступают вопросы о том, как быть, если кто-то из сособственников жилого помещения не платит за коммунальные услуги. В качестве ответа на данный вопрос приведем пример из судебной практики.
Консультация в рамках проекта: о взыскании судебных издержек
На приеме юристов Челябинской региональной общественной социально-правозащитной организации «Правосознание» в рамках проекта «Безопасность сделок с жильем и финансами» недавно был задан вопрос о судебных издержках, правилах их взыскания, размере и т.д. Разъяснения по данному вопросу представляем нашим читателям.
Добавить комментарий