Алексей Бабин: «Мошенники на сегодня обладают куда большим объемом правовых знаний, чем население»
25 апреля 2017 года сайте газеты «Южноуральская панорама» www.up74.ru было размещено интервью Председателя ЧРОСПО «Правосознание» Бабина Алексея Анатольевича о проблеме правового просвещения населения и последствиях правовой безграмотности.
Представляем Вашему вниманию данную статью.
Алексей Бабин: «Мошенники на сегодня обладают куда большим объемом правовых знаний, чем население»
О необходимости подтягивать юридическую грамотность населения в России в целом и Челябинске в частности говорят уже более двух десятилетий. Почему же она никак не подтягивается до необходимого уровня. На этот и другие вопросы мы постарались найти ответы в разговоре с Алексеем Бабиным, председателем региональной общественной социально-правозащитной организации «Правосознание».
— Алексей Анатольевич, в чем причина: народ учиться не желает, образовывают не так или же знание законов — совсем не гарантия того, что в реальной жизни с вами поступят по справедливости?
— Давайте для начала не о причинах правовой безграмотности, а о ее последствиях. Так вот главным следствием недостаточного уровня правовых знаний является то, что люди становятся жертвами мошенников либо противоправного завладения собственностью. К сожалению, на недостаточное знание правовых основ влияет и то, что сами законы часто подвергаются изменению и уследить за этим способны только юристы.
В то же время уверен, что отсутствие у населения достаточных правовых знаний — это результат недостаточного правового просвещения в нашей стране. Те же СМИ, к сожалению, сегодня не уделяют достаточного внимания распространению правовых знаний. Надо ведь понимать, что написать заметку на криминальную тему — это еще не правовое просвещение. Органы власти занимаются просвещением только в порядке оказания госуслуг, а оно зачастую ограничивается «отпиской», особенно в случае направления вопроса не по компетенции. Поэтому важным элементом правового просвещения, по моему мнению, должна стать работа общественных организаций. Они не столь ограничены в способах, они не гонятся за рейтингами и тиражами, поэтому могут оказаться более эффективными.
Но вы правы в том, что иногда даже наличие правовых знаний — не гарантия сохранения за собой собственности. К примеру, если мошенник выбрал в качестве объекта посягательства вашу квартиру, он вполне может попытаться завладеть ею и без вашего участия (подделать документы и т. д.). В таком случае от вас будут зависеть только последующие действия по возврату жилья. Для этого тоже надо быть юридически подкованным. А у нас с этим проблем остается немало. Признаком отсутствия у челябинцев достаточных правовых знаний является большое количество преступлений.
— Но общественные организации занимаются юридическим просвещением уже давно, а количество преступлений отнюдь не снижается. Может быть, все же нет прямой зависимости количества обманутых от количества знатоков закона? Возможно, правильнее подталкивать граждан к тому, чтобы они при тех или иных действиях доверяли юридическое сопровождение профессионалам, а не пытались заниматься самодеятельностью?
— По моему мнению, правовое просвещение все равно очень важно. Приведу пример: наша организация выпускает просветительские брошюры, мы их раздаем на приемах юристов и на иных мероприятиях. Так вот бабушки, получив такие брошюры, изучив их, через некоторое время приходят на прием уже не для того, чтобы получить консультацию, а с просьбой проверить написанное заявление. Следовательно, мероприятия правового просвещения имеют свой положительный результат. Рост же количества преступлений (именно мошенничества) лишь свидетельствует о том, что преступники на сегодня обладают куда большим объемом знаний, чем население.
Довериться профессионалам — это замечательное предложение, но есть несколько «но». Во-первых, не все обладают достаточными финансовыми ресурсами, чтобы оплатить работу юриста или того же риелтора. Во-вторых, давайте будем честными, большинство мошенничеств с жильем совершаются при участии тех, кого воспринимали как профессионалов, а они на деле оказывались «черными» риелторами. Чтобы найти по-настоящему серьезного и чистоплотного специалиста, также не помешают маломальские юридические знания.
— Исходя из опыта общения с гражданами, можете сделать некий рейтинг наиболее частых видов мошенничества в Челябинской области, когда преступники пользуются безграмотностью населения?
— Да, такой рейтинг можно составить. Мы анализируем все истории, с которыми к нам приходят люди, и выявили минимум восемь мошеннических схем. Подробно мы о них рассказываем на своих семинарах, описали их в брошюре. В пример я приведу три наиболее распространенных.
Первая схема: гражданин, являясь собственником жилого помещения, желает получить взаймы (в долг) денежные средства и согласен на залог жилья. Мошенники предлагают заключить договор купли-продажи квартиры, убеждая, что именно так оформляется заем денег с залогом недвижимости. При возврате денежных средств мошенник отказывается переоформлять квартиру обратно. Как следствие, гражданин теряет свое жилье.
Вторая схема: сделки, совершенные по доверенности (неправомерные действия доверенного лица, продажа квартиры за меньшие деньги, не передача денег, полученных за продажу квартиры, использование поддельной доверенности и т. д.).
Третья распространенная схема: сделки по поддельным документам (подделывают и документы на квартиру, и решения судов, и доверенности и т. д.)
— Деятельность, которую на сегодня ведут общественники, по сути, отвечает государственным интересам. Каким образом эту работу поддерживает государство, выделяет ли гранты, как контролирует их рациональное использование?
— Общественные организации действительно выполняют ряд государственных функций. Например, правозащитные: оказывают правовую помощь, занимаются правовым просвещением населения. И государство поддерживает подобную деятельность. Так, реализуемый общественной организацией «Правосознание» проект «Безопасность сделок с жильем» поддержан президентским грантом. Ход реализации мы активно освещаем на нашем сайте и регулярно сдаем отчеты грантодателю. Таким образом, контроль реализации проекта осуществляется как со стороны государства, так и общества. Проекты, поддержанные президентскими грантами, реализуются по ранее утвержденным календарным планам и в соответствии с согласованной сметой. Наша организация строго соблюдает данные требования.
Автор: Сергей Доронин
Оригинал материала: https://up74.ru/articles/obshchestvo/93966/
Другие новости
Приговор по делу «Идеальных жертв»
Сегодня, 14 июля 2015 года, в Советском районном суде г. Челябинска было завершено рассмотрение уголовного дела в отношении «черных риэлторов» - Бабенко И.А., Бабенко Т.А. и Сальникова И.Н., обвиняемых по ч. 3 и 4 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество).
Оспорено дарение недвижимости с целью не допустить обращения взыскания на него
Снежинский городской суд рассмотрел гражданское дело по иску гражданки И. к ответчикам Х. (отец и дочь) о признании недействительным заключенного между ними договора дарения земельного участка и садового дома, применения последствий недействительности сделки. В обоснование исковых требований она указала, что заключенный между ответчиками Х. договор дарения земельного участка и садового дома является мнимой сделкой, так как она была совершена без намерения создать юридические последствия, а с целью избежать обращения взыскания на указанное имущество.
Покушалась на мошенничество с материнским капиталом
Юристы Челябинской региональной общественной социально-правозащитной организации «Правосознание» в рамках проекта «Безопасность сделок с жильем», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, не только рассказывают, как безопасно совершить сделку с жильем, но и предостерегают от неправомерных действий, что должно обеспечить соблюдение прав и иных граждан (потенциальных участников той или иной сделки), а также может повлечь ответственность, предусмотренную законом.
Добавить комментарий