Стоматологические услуги ненадлежащего качества: как быть
Челябинская региональная общественная социально-правозащитная организация «Правосознание» в рамках проекта «Помогать вместе» уделяет внимание различным аспектам правовой защиты населения. Порой бытовой и, казалось бы, обыденный вопрос об оказании стоматологических услуг может перерасти в судебный процесс о недостатках оказанной медицинской помощи. Рассказываем на конкретном примере.
Сообщается, что Аргаяшский районный суд Челябинской области рассмотрел гражданское дело об оказании стоматологических услуг ненадлежащего качества. Татьяна Я. обратилась в суд с иском к Эльмире М. о взыскании материального ущерба в размере 205603 рублей, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.
В обоснование своих требований она указала, что в период с февраля по апрель 2018 года ответчицей были оказаны ей платные услуги по протезированию зубов ненадлежащего качества. В январе 2018 года она обратилась в поликлинику с целью установления коронок на зубы, у нее были стерты верхние и нижние зубы, состояние зубов было удовлетворительное, зубы пульпированы не были. В поликлинике врачом ей были предложены платные услуги по протезированию зубов. При этом ответчица пояснила, что она опытный врач, услуги оказывает в собственном кабинете, сотрудничает с врачами из г. Челябинска, и окажет услуги по протезированию со значительной скидкой. С начала февраля 2018 года ответчица приступила к протезированию зубов.
Но в октябре 2019 года истице пришлось обратиться в другую стоматологическую клинику, где были обнаружены воспалительные процессы. В ноябре 2019 года женщина обратилась в Ассоциацию стоматологов Челябинской области. По результатам осмотра выявлена частичная потеря зубов в результате развития осложнений кариеса, хронический периодонтит зубов. В результате оказанных услуг ненадлежащего качества по протезированию зубов истица потеряла все зубы и была вынуждена обратиться в стоматологическую клинику для их удаления и установки съемного протеза.
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что не помнит, проводила ли она лечение Татьяне Я., возможно, принимала ее, было много пациентов. Сколько взяла с нее денежных средств за лечение зубов – не помнит. Квитанции не выдавала, учет денежных средств, уплаченных за лечение, не вела.
В судебном заседании установлено, что в период с февраля по апрель 2018 года ответчиком оказаны стоматологические услуги по протезированию зубов истцу.
Из заключения эксперта следует, что полное отсутствие зубов связано с некачественно проведенным лечением и протезированием ответчиком и удалением всех зубов (часть зубов можно было перелечить и использовать при повторном протезировании, при состоятельности оставшихся культей зубов).
В результате неверного оказания стоматологических услуг ответчицей истице причинен вред здоровью средней тяжести.
Суд исковые требования Татьяны Я. удовлетворил частично, с ответчика в пользу истца взысканы денежные средства в счет возмещения причиненного материального ущерба в размере 205303 рублей, компенсация морального вреда в размере 30000 рублей, почтовые расходы в размере 450 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 490 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчица подала апелляционную жалобу. Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда, рассмотрев дело в апелляционном порядке, оставила решение суда в силе. Таким образом, решение вступило в законную силу.
Рассматривая данное дело, суды двух инстанций основывали свои решения на следующих нормах права.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», под здоровьем понимается состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 2 указанного закона, медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, а медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В силу ст. 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ст. 84 этого же закона к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
При этом под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
Исходя из содержания ст. 14 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.
Положения ст.15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривают, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В силу п. 1 ст. 1095 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
Суды указывали, что из системного анализа приведенных правовых норм следует, что ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков оказанной медицинской помощи, наступает при совокупности следующих условий: наступление вреда в результате действий медицинских работников при оказании медицинской помощи, виновное поведение причинителя вреда, причинная связь между этими двумя элементами.
В соответствии с ч. 1 ст.434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, сделки юридических лиц (в том числе медицинских организаций) между собой и гражданами.
В соответствии с п. 16 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1006 от 04 октября 2012 года, соответствующий договор между потребителем (заказчиком) и исполнителем (медицинской организацией) заключается в письменной форме.
Договор должен содержать в числе прочего следующие сведения: перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором; стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты; условия и сроки предоставления платных медицинских услуг; должность, фамилию, имя, отчество лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись (п.17 Правил).
В соответствии с ч. 1 ст. 162 Гражданского кодекса Российской Федерации несоблюдение простой письменной формы сделки лишает ее стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
Стоит отметить, что при рассмотрении данного дела было установлено, что при оказании истице стоматологических услуг письменный договор об оказании платных медицинских услуг между сторонами не заключался. По заявлению Татьяны Я. Отделом МВД России по Аргаяшскому району Челябинской области было возбуждено уголовное дело в отношении ответчицы. В ходе расследования дела было установлено, что для фиксации количества клиентов и суммы денежных средств, поступивших в качестве оплаты за оказанные услуги, она вела рабочую тетрадь. В данной тетради она вела список клиентов, обратившихся за лечением, а также указывала дату обращения и сумму денежных средств, полученных за лечение. «Если указанная сумма за лечение находится в зачеркнутом виде, значит, денежные средства получены в полном объеме», - было указанно в апелляционном определении.
Основываясь на данных документах, а также заключениях нескольких экспертов, суды вынесли решения об удовлетворении требований о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.
Проект «Помогать вместе» реализуется с использованием гранта Губернатора Челябинской области, предоставленного Фондом «Центр поддержки гражданских инициатив и развития некоммерческого сектора экономики Челябинской области».
Другие новости
Недавно был опубликован «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021)», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 07 апреля 2021 года. Челябинской региональной общественной социально-правозащитной организации «Правосознание» в рамках проекта «Безопасность сделок с жильем и финансами» видится интересным дело, которое описано в разделе «Разрешение споров, возникающих вследствие причинения вреда». Знание позиции высшего судебного органа в аналогичных ситуациях позволит гражданам выбрать верный способ защиты своих прав, связанных с жильем или финансами. Описанная далее ситуация содержится в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации № 49-КГ19-13.
Женщина осуждена за попытку повторно реализовать ранее проданную квартиру
Челябинская региональная общественная социально-правозащитная организация «Правосознание» в рамках проекта «Права потерпевших и родственников осужденных» осуществляет мониторинг сайтов органов, которые тем или иным образом вовлечены в реализацию или восстановление прав лиц, пострадавших от преступлений и родственников осужденных граждан. Сегодня мы представляем информацию с сайта прокуратуры Челябинской области.
Недавно было опубликовано «Обобщение судебной практики Челябинского областного суда за третий квартал 2020 года», утвержденное президиумом Челябинского областного суда 20 ноября 2020 года. Челябинской региональной общественной социально-правозащитной организации «Правосознание» в рамках проекта «Безопасность сделок с жильем и финансами» видится интересным дело, которое описано в разделе «Споры, возникающие из жилищных правоотношений». Знание позиции областного суда в аналогичных ситуациях позволит гражданам выбрать верный способ защиты своих прав, связанных с жильем или финансами. Описанная далее ситуация содержится в определении по делу № 11-6138/2020.
Добавить комментарий