Телефон нашей организации: +7-912-77-82-707

работает по будням с 09.00 до 18.00 часов

Алексей Севастьянов: «Определяющим на сегодняшнем этапе становится понятие «индекс человеческого развития»

Алексей Севастьянов: «Определяющим на сегодняшнем этапе становится понятие «индекс человеческого развития»

Алексей Севастьянов: «Определяющим на сегодняшнем этапе становится понятие «индекс человеческого развития»

В газете «Вечерний Челябинск» № 4 (11716) от 17 января 2014 года вышла статья, в которой представлено интервью Уполномоченного по правам человека в Челябинской области.

Представляем Вашему вниманию данную статью.



От соблюдения прав человека напрямую зависит социальное и экономическое благополучие региона.

Эксперты посчитали: 76 процентов южноуральцев признают наличие в обществе социальной несправедливости. Причем жители сельских территорий больше склоняются к такому мнению, нежели горожане, констатирует региональный уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов. Впрочем, нельзя не отметить положительных тенденций.

Подводя итоги третьего года своей работы, омбудсмен подчеркнул, что определяющим на сегодняшнем этапе становится понятие «индекс человеческого развития». Если у граждан есть чувство правовой защищенности, а стало быть, возможность реализовать свой потенциал, то и у области будут все шансы на процветание.


Доверие или протест?

— 70 — 80 процентов населения считают, что в нашем обществе существует социальная несправедливость, — поясняет Алексей Севастьянов. — В Японии, например, этот показатель составляет шесть процентов. То есть у нас выше негативный фактор, так как социальная несправедливость влечет за собой в первую очередь снижение человеческого потенциала.

— А каким образом конкретно это проявляется в нашей области?

— Граждане отмечают низкий уровень зарплат, неравный доступ к образовательным и медицинским услугам, а также к правосудию, незащищенность и необеспечение безопасности. По итогам года мы определили десять характерных тем, которые наглядно иллюстрируют проявление несправедливости в обществе в увязке с развитием человеческого потенциала. Во-первых, дело садоводов СНТ «Факел», когда частная компания подала иск о сносе ранее зарегистрированной недвижимости граждан. Суд обязал добросовестных жителей снести узаконенные объекты. Власть не смогла защитить граждан — соответственно, доверие к ней снизилось, возникли протестные настроения. Чтобы их уменьшить, требуются дополнительные усилия и затраты. Кроме того, законодательные реформы, предпринятые государством для улучшения взаимодействия в обществе, при негативном развитии этой ситуации подвергаются сомнению. В свое время был принят прогрессивный закон о «дачной амнистии», однако подобные инциденты способны свести благие начинания на нет. Негативная судебная практика в поддержку транснациональной компании против садоводов привела к снижению уровня доверия и к судебной системе. Это объяснимо, потому что Конституция утверждает приоритет прав человека. Человека, а не транснациональных компаний. Тем не менее суд, принимая решения, не предложил надлежащей компенсации за фактическое изъятие имущества граждан ни со стороны государства, ни с ответчика по делу. Есть и еще один аспект. Граждане пытались защитить свое право на благоприятную окружающую среду: их обращения касаются загрязнения частной компанией скважин и уникального водного источника — озера Новосинеглазово. Но гражданская активность была подавлена — это как раз пример снижения человеческого потенциала. А без инициативы населения невозможно развитие гражданского общества и государства в целом.

Второй пункт в нашей десятке — полеты самолетов над Челябинском. Здесь мы имеем дело с нарушением права граждан на участие в принятии решений: по этому вопросу не было ни публичных слушаний, ни корректировки проектов с учетом мнения жителей. Неисполнение решений судов со стороны Минобороны опять-таки серьезно подорвало доверие людей как к суду, так и к военному ведомству. Ситуация вызывает у горожан раздражение и протест — особенно это заметно на страницах интернет-ресурсов.
Горожанам не хватает воздуха, селянам — больниц

— Традиционно в число ваших приоритетов входит защита экологических прав граждан. Как оцениваете ситуацию с загрязнением среды предприятиями?

— Экология крупных городов — один из пунктов нашей «повестки». Жалоб от горожан на ухудшение экологических условий стало больше. Но механизма воздействия на крупные предприятия-загрязнители по-прежнему нет. Одной общественной активности недостаточно, а компетентные органы зачастую бездействуют. Например, по поводу выбросов ЧЭМК не была организована должная проверка. Я считаю, что с представителями следственных и контролирующих органов необходимо проводить семинары и разъяснять, как действовать в подобных ситуациях. Это касается не только электрометаллургического комбината, но и других предприятий. Парадокс в том, что экологические преступления латентны, ответственность за них предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом, факты этих преступлений очевидны — но на практике такие дела не возбуждаются. Другая проблема — нарушение закона о парках и скверах. Например, компания «Легион» вырубила порядка ста хвойных деревьев, заплатив при этом незначительную сумму в бюджет. Согласитесь, небольшой взнос за трупы деревьев — это несоизмеримая цена. Между тем мировая практика по защите городского ландшафта есть. Не вся она, к сожалению, применяется у нас. Ухудшение окружающей среды вызывает у горожан апатию, что опять же снижает возможности для развития человеческого потенциала.

— Неужели в селе их больше?

— В сельских территориях масса других проблем — все они включены в наш список. Во-первых, удаленность от регионального центра нередко порождает произвол отдельных руководителей и полное бесправие жителей. На особом контроле у нас находится дело жителей поселка Наровчатка Агаповского района. В двадцать первом веке там сохраняется крепостное право: людей лишили возможности приватизировать собственное жилье, в буквальном смысле продав их предприятию вместе с домами. Защитить граждан некому. Можно ли говорить о развитии человеческого потенциала в этих условиях?

По-прежнему острой остается проблема ветхо-аварийного жилья. В прошлом году от жителей области поступило особенно много жалоб на то, что местные власти искусственно создают препятствия к признанию жилья ветхо-аварийным. Федеральная программа переселения начала работать лишь недавно, и те дома, что получают статус ветхо-аварийных сейчас, попадают под обязательства субъекта Федерации и органов местного самоуправления. Отказ в статусе для местных чиновников означает экономию средств, а для граждан — грубейшее нарушение права на жилище. Например, в Юрюзани мы прошли порядка двадцати домов, и все ветхо-аварийные. Местная администрация этого и не скрывает, однако на практике решения не принимаются. Считаю, что здесь нужна прежде всего воля глав поселений, их гарантированная поддержка интересов жителей. Иначе мы получим не только негатив со стороны граждан, но и отрицательную оценку со стороны федерального центра.

Не лучшим образом сказывается на положении дел в селе и сокращение числа больниц. Сельские жители имеют такие же права на качественное медицинское обслуживание, как и горожане, более того, для селян больницы и школы служат еще и объединяющими социальными центрами. Нам поступило обращение жителей Уйского района: скорая помощь находится в 60 километрах от населенного пункта. Пример, увы, обычный для села. У медиков нет возможности добраться до больного не только в течение положенных двадцати минут, но даже за два часа, учитывая наши дороги. Специализированную помощь можно получить тоже не ближе чем за 40 — 50 километров. На мой взгляд, сокращение числа сельских больниц — один из самых негативных сценариев, который вызывает у жителей чувство ненужности и, соответственно, ответное равнодушие ко всему окружающему или даже агрессию.

В этом году список наших приоритетов дополнился ситуацией на юге области, где ряд населенных пунктов пострадал от наводнения. Казалось бы, беда общая, но и тут не обошлось без нарушений прав жителей. Выявлены перекосы в распределении средств, нормативные акты зачастую были подменены просто какими-либо письмами — это свидетельствует о коррупционном факторе. Возникла ситуация конфликта. С помощью губернатора ее удалось переломить, но последний прием жителей в селе Париж, на который пришло более ста человек, показал, что еще не все проблемы решены. Нужна законодательная база, чтобы обеспечить равные условия для граждан, оказавшихся в подобном положении, и чуткий подход чиновников к решению проблем жителей.
Уйти от формализма

— Какие еще проблемы области попали в вашу десятку?

— Требует повышенного внимания ситуация в местах принудительного содержания. Среди заключенных участились случаи суицида, оставляет желать лучшего качество медицинской помощи в исправительных учреждениях. Многие осужденные месяцами вынуждены ждать врачебных заключений по своим заболеваниям, и эти вердикты не всегда бывают объективными. Надо помнить, что отсутствие нормальной медицинской помощи отнюдь не способствует исправлению личности. Органы полиции и службы исполнения наказания прилагают усилия к улучшению положения, но пока этому сопротивляется годами устоявшаяся система.

Не теряет актуальности проблема «черных риелторов». Напомню, что при первом обращении в полицию пострадавшим гражданам в 90 процентах случаев отказывали в возбуждении уголовного дела. В Магнитогорске, например, только на возбуждение дела ушло около года — даже при резонансе и поддержке гражданского общества! Сейчас борьба ведется с переменным успехом. Вместе с организацией «Правосознание» мы участвуем в программе «Развитие иммунитета против «черных риелторов», которая носит просветительский характер.

И наконец, десятую строку в нашем списке занимает до сих пор не решенный вопрос о компенсациях репрессированным гражданам и ликвидаторам последствий аварии 1957 года на ПО «Маяк» из поселка Караболка. Здесь мы снова сталкиваемся с тем, что органы власти принимают решения без участия граждан. Беда в том, что, не добившись справедливости от государства, люди приобретают комплекс жертвы и уже не могут выйти из этого состояния. Все их внимание сосредоточено на одной проблеме, и в результате мы теряем хороших работников и полноценных, граждански активных членов общества.

— Получается, что защищать собственные права небезопасно для здоровья?

— К сожалению, бывает и так. Вчера ко мне на прием пришла женщина, сын которой оказался в крайне сложном положении. Работодатель оформил на его имя кредит, молодой человек стал заложником ситуации. Однако доказывать свою невиновность ему пришлось долго. У парня в голове не укладывалось, как это ему не верят, когда он рассказал все честно и, более того, просит защиты. Результат оказался печальным: молодой человек попал в психиатрическую больницу, получил инвалидность второй группы. Это лишний раз доказывает, что нам еще надо учиться доверять гражданам и уважать их права.

— Это лишний раз удручает...

— Я бы не стал сгущать краски. Разумеется, проблемы есть. Но внутри каждой из тем, о которых я рассказал, заложен и позитив. Те же вопросы ветхо-аварийного жилья, пусть с трудом, пусть долго, но решаются. Как и многие другие. Своей победой в этом году мы считаем разрешение затяжного конфликта вокруг общежития по улице Крупской. Впервые в регионе была внедрена практика заключения в суде соглашения между новым собственником здания и администрацией города в пользу граждан. Для этого пришлось применить сложную юридическую схему. Особо отмечу роль арбитражных судей, которые несколько месяцев работали над мировым соглашением. Суд выступил в роли медиатора при восстановлении прав граждан. Это знаковый прецедент — процесс с таким большим количеством участников, когда всем удалось согласовать свои интересы. Отработанная схема защиты может пригодиться в других регионах, где есть проблема общежитий. Вот свидетельство того, что любой вопрос можно решить, если приложить усилия и не ограничиваться формальным подходом.

Среди других положительных моментов — разрешение конфликта в Троицке, где суд встал на сторону садоводов, от которых требовали непосильных затрат на благоустройство территории. В Челябинске удалось отстоять права мигрантов — цыган из поселка Шагол. Для этого была проведена большая работа с миграционной службой, и мы планируем ее продолжать в интересах других приезжих из бывших союзных республик, которые прибывают к нам работать.

Серьезный проект связан с адаптацией граждан, освободившихся из мест заключения. У людей в возрасте 25 — 45 лет высокий трудовой потенциал. Если мы поможем им адаптироваться в обществе, это, во-первых, снизит уровень преступности, во-вторых, увеличит трудовые ресурсы региона — если учесть, что у нас в области 23 исправительных учреждения и в каждом содержится по нескольку тысяч человек. Возможно предоставление освободившимся жилья в сельских территориях, где оно пустует. Словом, надо рассмотреть все формальные и неформальные меры в решении этого вопроса.

— Алексей Михайлович, а какова динамика правовой грамотности южноуральцев?

— Ее уровень, безусловно, возрос, судя по обращениям. Может, благодаря этому их число и снизилось на пять — десять процентов. Но пока правовое просвещение все же не ведется в достаточной мере. Нужна отдельная программа на уровне региона.

— На недавней пресс-конференции вы отметили, что отношение власти к правам граждан изменилось. В чем это выражается?

— Представители органов власти стали принимать больше самостоятельных решений по ранее выработанным алгоритмам, не дожидаясь, пока заставят сверху. За это хотелось бы их искренне поблагодарить. Все чаще чиновники проявляют инициативу в решении проблем жителей с точки зрения человеческого подхода, выходя за рамки формальностей. Мы учредили специальную премию «Спешите делать добро», которой могут быть отмечены и судьи, и адвокаты, и правозащитники, добросовестно работающие в интересах людей. И конечно, чиновники, которых, кстати, раньше свои же коллеги могли за это осудить. Теперь помогать гражданам можно без оглядки. И если внутри государственной машины в полной мере заработает система исправления ошибок, то количество обращений к уполномоченному еще снизится. Пока поверить в это сложно, но я надеюсь на изменения к лучшему.

_____________________________________
- Научный термин «индекс человеческого развития» введен в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком.

- Согласно концепции ООН, ключевыми в определении развития человека являются такие принципы, как расширение возможностей человеческого выбора (основополагающий принцип), социальная справедливость, устойчивость и уважение к правам человека.

- Подробно о направлениях работы регионального уполномоченного можно узнать на сайте ombudsman74.ru. В настоящее время готовится доклад о ситуации с правами человека на территории Челябинской области. Свои предложения вы также можете оставить на сайте уполномоченного.

 

Елена ИЛЬИНА
Статья из газеты «Вечерний Челябинск» № 4 (11716) от 17 января 2014 года
Информация с сайта www.vecherka.su

Добавить комментарий

Другие новости

14 Марта 2016 г.

Thumb_g5mafp8jy4c Организация досуга пожилых граждан

Большое значение для самореализации и социальной активности граждан старшего поколения имеет формирование условий для организации досуга и отдыха этих граждан, их вовлечение в различные виды культурной деятельности.

10 Июня 2021 г.

Thumb_315 Воспользовалась документами и телефоном чужого человека, оформила онлайн-кредит

Челябинская региональная общественная социально-правозащитная организация «Правосознание» в рамках проекта «Безопасность сделок с жильем и финансами» призывает быть бдительными со своими документами – сообщения правоохранительных органов свидетельствуют о том, что невнимательное к ним отношение может привести к необоснованному финансовому бремени и сулить иные неприятности.

04 Апреля 2010 г.

АКЦИЯ ПРОТЕСТА РАБОТНИКОВ «МАССИВА»

2 апреля 2010 года уволенные  сотрудники предприятий  холдинга «Массив»  вышли на пикет,  чтобы привлечь  внимание общественности  и властей к  своим проблемам.