Кредитный договор, заключенный от имени клиента в результате неправомерных действий третьих лиц с использованием мобильного приложения банка, является ничтожным

Недавно был опубликован «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2025)», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 апреля 2025 года. Челябинской региональной общественной социально-правозащитной организации «Правосознание» в рамках проекта «Юридическая помощь по вопросам жилья и финансов» видится интересным одно дело из данного обзора. Знание позиции высшего судебного органа в аналогичных ситуациях позволит гражданам выбрать верный способ защиты своих прав, связанных с жильем или финансами. Описанная далее ситуация содержится в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации № 46-КГ23-6-К6.
Рассматривая данное дело, Судебная коллегия пришла к выводу о том, что кредитный договор, заключенный от имени клиента путем его обмана или в результате иных неправомерных действий третьих лиц с использованием мобильного приложения банка, является ничтожным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала ошибочными судебные постановления об удовлетворении иска банка о взыскании с гражданки (ответчика) денежных средств по кредитному договору и об отказе в удовлетворении ее встречных требований признать кредитный договор незаключенным.
Из установленных судами обстоятельств следует, что гражданкой (ответчиком) кредитный договор не заключался, от ее имени в мобильном приложении действовали не установленные следствием лица, кредитные денежные средства, зачисленные на открытый банком на имя гражданки (ответчика) счет, были сразу же переведены в другой банк на счет неустановленного лица.
Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Указание в законе на цель данных действий свидетельствует о том, что они являются актом волеизъявления соответствующего лица.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности могут порождаться как правомерными, так и неправомерными действиями.
Заключение договора в результате действий неуполномоченных лиц является неправомерным, посягающим на интересы лица, не подписывавшего соответствующий договор и являющегося применительно к пункту 2 статьи 168 названного кодекса третьим лицом, права которого нарушены заключением такого договора.
Договор, заключенный в результате обмана или иных неправомерных действий, является ничтожным.
С учетом положений закона о сделке как о волевом действии, направленном на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, если ответчик приводит доводы об обстоятельствах заключения кредитного договора от его имени без его участия неустановленным лицом с использованием мобильного приложения банка, то эти доводы должны получить правовую оценку суда.
Проект «Юридическая помощь по вопросам жилья и финансов» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Другие новости
Адвокат, имея доверенность от потерпевшей, продала жилые помещения без ее согласия
К сожалению, вероятность столкнуться с мошенником велика в любой сфере деятельности. В ходе проекта «Правовая помощь по безопасности сделок с жильем и финансами» Челябинская региональная общественная социально-правозащитная организация «Правосознание» рассказывает о случае хищения жилья со стороны лица, который, по роду своей деятельности, является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.
Состязательность гражданского судопроизводства предполагает, что стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Если истец не смог доказать свою позицию, что его требования должны быть отклонены. Челябинская региональная общественная социально-правозащитная организация «Правосознание», реализуя проект «Юридическая безопасность жилья и финансов», приводит пример подобного процесса, который касался права проживания в жилом помещении.
Требование налогового вычета за жилье не может быть передано по наследству
Светлана Б. обратилась в суд с иском к ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска о включении в наследственную массу наследодателя Б.В.Э. имущества в виде денежной суммы в счет налогового имущественного вычета, предоставленного наследодателю в связи с приобретением квартиры; признании за ней права собственности на наследственное имущество в виде денежной суммы; возложении на ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска обязанности выплатить денежную сумму в счет налогового имущественного вычета, предоставленного наследодателю в связи с приобретение квартиры, и неполученного в связи со смертью.
Добавить комментарий