Чернобыль, воспоминания о будущем
Сегодня, 26 апреля 2016 года, в тридцатую годовщину аварии на Чернобыльской атомной электростанции мы попросили кандидата социологических наук Миронову Наталию Ивановну поделиться своим взглядом на «невыученные уроки» той страшной трагедии.
Чернобыль, воспоминания о будущем
Прошло 30 лет. Правительства России, Белоруссии и Украины уменьшают социальную защиту чернобыльцев, переселенцы возвращаются в Зону, над Объектом возводится Саркофаг. Стоимость ущерба от катастрофы не имеет достоверной оценки.
30 лет - это еще и нормативный период полураспада стронция и цезия. И мы видим, как загрязненные аварийным выбросом Чернобыльского реактора земли повсеместно вводятся в хозяйственный оборот. Важно ли нам при этом знать, что период полного распада, не 60, как ожидалось бы, а 300 лет? Триста лет - какое это далекое будущее!
В 2017 году минут 60 лет со дня нашей, «Кыштымской», катастрофы. И это тоже еще так далеко от того, казалось бы, чистого будущего, в котором можно не опасаться забрести в зону радиационного загрязнения в необозначенных местах, возникновения радиационных эффектов, и не бояться за здоровье детей.
И да! В следующем году 6 лет с момента Фукусимской нон-стоп трагедии с загрязнением акватории Тихого океана. Один из взорвавшихся блоков японской АЭС работал на смешанном уран-плутониевом топливе. И еще, в здании реактора находилось хранилище облученного МОКС-топлива, того самого, плутониевого, на котором начала работать Белоярская АЭС. Начиная с 17 апреля, с задержкой на 2 года, БАЭС выходит на 100% мощности, а там и в промышленный режим.
В Фукусимской катастрофе, казалось бы, невозможно отрицать выброс плутония в окружающую среду, с его периодом полураспада 24 тысячи лет.
А полный распад плутония за 240 тысяч лет превратит его в токсичные тяжелые металлы, загрязняющие землю и воду. Какова наша социальная ответственность за безопасность тех, кто будет жить в столь далеком будущем? Надо ли ее формировать? Почему мы обходим запретную юридическую норму и таки перекладываем бремя ответственности на будущие поколения? На эти вопросы все равно предстоит ответить.
Нужно напомнить, что несмотря на умалчивание, обширное загрязнение плутонием есть и вокруг ПО «Маяк», и вокруг Чернобыльской АЭС. В любом топливном расплаве, как и в отходах от переработки облученного топлива, есть плутоний. Собственно, любая АЭС это фабрика плутония. Так работает реактор. Облучая уран, он запускает этим процесс его превращения в плутоний. Плутоний, искусственно создаваемый в реакторе изотоп. Он не участвовал в эволюции живого на земле, а значит, выброшенный в окружающую среду, плутоний представляет угрозу жизни в настоящем и будущем.
А вот - чернобыльский памятник атомной индустрии, на тысячелетия застывшая топливная лава. Это снимок ликвидатора аварии, удивительного человека, моего друга Александра Купного, взятая с его страницы в фейсбуке. Вулканически впечатляюще, выглядит застывшая смесь расплава топливной массы и металла при взрыве на Чернобыльском реакторе.
Огромные энергии, выходящие из-под контроля по техническим, человеческим или климатическим сбоям, с которыми оператор ядерного объекта не в состоянии справиться, формируют несовместимые с жизнью радиационные поля, долгосрочное загрязнения океана, грунтовых и поверхностных вод. Это на сотни миллионов лет ложится тяжелым бременим на социальную и экономическую жизнь людей.
Я назвала только три аварии, но самых высоких, 6 и 7 уровней по шкале МАГАТЭ. Эти три аварии произошли всего за 60 лет. Опыт современников, прошедших через эти три ядерных катастрофы, противоречит расчетам рисков атомных лоббистов, обещающих одну серьезную аварию в 10 тысяч лет, и даже, в некоторых обоснованиях строительства АЭС, одну аварию в 100 млн лет.
А ведь именно на такие внутриведомственные расчеты опирается современная стратегия атомной экспансии и планы построить еще 30 ядерных блоков в России и за рубежом, причем, значительную часть в странах, не имевших опыта управления ядерными объектами.
Но даже для высокотехнологичных обществ радиационная катастрофа - огромный вызов. Читаю интервью с японским физиком, работавшим в радиационной лаборатории в начальный период аварии на Фукусиме. Задело его утверждение, что не было информации... Что за черт? Я из России следила за всеми тремя взрывами, в том числе, плутониевого реактора, в режиме он-лайн по каналу NHK - крупнейшей японской общественной телекампании! И уже тогда, по своему опыту, понимала, что Япония повторяет все ошибки, сделанные у нас, и сделанные на Чернобыле. Это было пронзительно горько.
Тот, кто игнорирует ошибки прошлого, обречен повторять их в будущем.
Наталия Миронова
Добавить комментарий
Другие новости
Недавно было опубликовано «Обобщение судебной практики Челябинского областного суда за второй квартал 2023 года», утвержденное президиумом Челябинского областного суда 02 октября 2023 года. Челябинской региональной общественной социально-правозащитной организации «Правосознание» в рамках проекта «Юридическая безопасность жилья и финансов» видится интересным дело, которое описано в разделе «Споры, возникающие из кредитных обязательств, договоров займа». Знание позиции областного суда в аналогичных ситуациях позволит гражданам выбрать верный способ защиты своих прав, связанных с жильем или финансами.
Анонс выездного приема юриста в Усть-Катаве
В рамках проекта Челябинской региональной общественной социально-правозащитной организации «Правосознание» «Правовая помощь: Безопасность сделок с жильем и финансами», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в г. Усть-Катаве 31 марта 2022 года (четверг) с 10.00 до 12.00 состоятся бесплатные юридические консультации. Адрес приема: Челябинская область, г. Усть-Катав, МКР-2, д. 36-а (2 этаж), МКУК «Централизованная библиотечная система» Усть-Катавского городского округа. Записаться на прием можно по телефону 8(351-67)3-07-57 или непосредственно в библиотеке.
Челябинская региональная общественная социально-правозащитная организация «Правосознание» напоминает, что одним из способов улучшения жилищных условий для ряда категорий граждан (в том числе малоимущим и нуждающимся в жилье) является предоставление его муниципалитетом на условиях социального найма. Если органы местного самоуправления не соблюдают порядок постановки на учет или предоставления жилого помещения, то необходимо обращаться в суд с целью восстановления нарушенных прав. При реализации проекта «Юридическая безопасность жилья и финансов» рассказываем о таком деле из судебной практики.

Комментарии