Телефон нашей организации: +7-912-77-82-707

работает по будням с 09.00 до 18.00 часов

Отсутствие доказательств оказания необходимой и постоянной помощи получателю ренты – основание для расторжения договора пожизненного содержания с иждивением

Отсутствие доказательств оказания необходимой и постоянной помощи получателю ренты – основание для расторжения договора пожизненного содержания с иждивением

Отсутствие доказательств оказания необходимой и постоянной помощи получателю ренты – основание для расторжения договора пожизненного содержания с иждивением

Челябинская региональная общественная социально-правозащитная организация «Правосознание» отмечает, что неисполнение взятых на себя обязательств (например, зафиксированных в договоре) влечет наступление последствий. В ходе реализации проекта «Юридическая безопасность жилья и финансов» рассказываем о судебном процессе, когда из-за нарушений у одной стороны было изъято жилье и передано другой.

Гражданка Н. обратилась в Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области с иском к гражданину Ф. о расторжении договора пожизненного содержания с иждивением, заключенный между ней и ответчиком, возвратить квартиру в собственность истца. В обоснование иска указала, что стороны заключили договор пожизненного содержания с иждивением, в соответствии с которым истец (получатель ренты) передала в собственность ответчика (плательщика ренты) квартиру. По условиям договора плательщик ренты обязуется полностью содержать получателя ренты, стоимость общего содержания с иждивением в месяц составляет не менее двух установленных величин прожиточного минимума в регионе. С момента заключения договора и до момента обращения в суд ответчик не оказывает истцу материального содержания и уход, применяет в отношении истца физическое насилие, ухудшает состояние квартиры. В связи с чем истец прекратила в ней проживать и переехала в семью дочери.

Ответчик в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Полагает, что надлежащим образом исполняет обязанности по договору пожизненного содержания, обеспечивает истца всем необходимым, оказывает необходимый уход, претензий со стороны истца не было, о чем ежемесячно составлялись расписки, которые представил суду. Также пояснил, что с января 2024 года истец проживает у своей дочери. В связи с чем свои обязательства по содержанию выполняет путем перечисления денежных средств на счет истца.

Суд, рассматривая дело, указал, что, согласно статье 601 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты – гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц).

В соответствии со статьей 602 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность плательщика ренты по предоставлению содержания с иждивением может включать обеспечение потребностей в жилище, питании и одежде, а если этого требует состояние здоровья гражданина, также и уход за ним. Договором пожизненного содержания с иждивением может быть также предусмотрена оплата плательщиком ренты ритуальных услуг.

В силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу пункта 2 статьи 605 Гражданского кодекса Российской Федерации, при существенном нарушении плательщиком ренты своих обязательств получатель ренты вправе потребовать возврата недвижимого имущества, переданного в обеспечение пожизненного содержания, либо выплаты ему выкупной цены на условиях, установленных статьей 594 настоящего Кодекса. При этом плательщик ренты не вправе требовать компенсацию расходов, понесенных в связи с содержанием получателя ренты.

Поскольку взаимоотношения сторон основаны на договоре, исполнение которого со стороны ответчика истцом оспаривается, то на ответчике, в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лежит обязанность доказать надлежащее исполнение им договора.

Обращаясь в суд с иском, истец указала на то, что основанием для расторжения договора пожизненного содержания является неисполнение ответчиком обязательств по договору пожизненного содержания. В ходе рассмотрения дела истец пояснила, что, получая пенсию, она давала денежные средства ответчику, в том числе на приобретение продуктов питания, оплату коммунальных услуг, ответчик уход за ней не осуществлял, не производит ремонт жилья, коммунальные услуги не оплачивал. При этом ежемесячную оплату стоимости всего объема содержания с иждивением не менее двух величин прожиточного минимума ответчик истцу также не производил.

Проверяя доводы гражданина Ф. об исполнении им условий заключенного с истцом договора пожизненного содержания с иждивением, суд приходит к выводу о том, что ответчиком доказательств, достоверно свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств по договору, а именно: выполнение обязанностей по уходу за истцом, обеспечению ее продуктами питания, одеждой, необходимыми медикаментами в размере не менее двух размеров прожиточного минимума, в материалах дела не представлено.

Письменные доказательства, с достоверностью подтверждающие факт систематического надлежащего исполнения обязательств договора пожизненного содержания с иждивением со стороны ответчика и что данное содержание составляло ежемесячно не менее двух величин прожиточного минимума, в деле не имеется.

Представленные суду расписки, составленные ежемесячно об отсутствии у нее претензий к ответчику, в которых не указано, в чем конкретно заключалось исполнение обязательств по договору, не указан размер предоставленного содержания, в отсутствие иных доказательств, подтверждающих ежемесячное несение ответчиком расходов по содержанию истца, не являются достоверным доказательством надлежащего исполнения ответчиком обязанностей, предусмотренных договором пожизненного содержания.

При этом суд также принял во внимание пояснения истца в судебном заседании, из которых следует, что указанные расписки она писала под давлением ответчика.

Кроме того, ответчик при рассмотрении дела не оспаривал, что после заключения договора пожизненного содержания в период совместного проживания с истцом, то есть до января 2024 года, оплату покупок он осуществлял с помощью банковской карты истца. В подтверждение своих доводов о том, что на используемой им банковской карте находились его собственные денежные средства, ответчиком допустимые доказательства не представлены.

Учитывая, что с января 2024 года истец перестала проживать в квартире, с указанного времени проживает у своей дочери, при отсутствии возможности исполнения обязательств, предусмотренных договором, ответчик не был лишен возможности обеспечить исполнение договора путем перечисления денежных средств на счет истца в размере не менее двух величин прожиточного минимума, чего сделано не было.

Также суду были представлены сведения о перечислении ответчиком денежных средств на счет истца после предъявления иска в суд. За период с января 2024 года по дату рассмотрения дела ответчик перечислил на счет истца денежные средства в размере 104000 рублей, в то время как общий размер содержания за этот период должен составить 171348 рублей. При этом, в судебном заседании ответчик подтвердил, что перечисленные денежные средства впоследствии он самостоятельно снимал со счета истца на личные нужды.

Таким образом, никаких достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком истцу оказывалась необходимая, регулярная и постоянная материальная и организационная помощь с начала действия договора, не представлено. Тем самым, ответчиком существенно нарушены условия договора пожизненного содержания с иждивением, в связи с чем, на основании статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор подлежит расторжению, а право собственности гражданина Ф. на квартиру – прекращению.

В июле 2024 года суд решил расторгнуть договор пожизненного содержания с иждивением, прекратить право собственности ответчика на квартиру, признать за гражданкой Н. право собственности на данную квартиру.

Проект «Юридическая безопасность жилья и финансов» реализуется с использованием гранта Губернатора Челябинской области, предоставленного Фондом «Центр поддержки гражданских инициатив и развития некоммерческого сектора экономики Челябинской области» при софинансировании Фонда президентских грантов.

Добавить комментарий

Другие новости

18 Февраля 2013 г.

Thumb_%d0%a8%d0%b5%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%b2 Доклад по проблеме жертв недобросовестных риэлторов

07 февраля 2013 года член Общественной палаты Челябинской области Шеметов Вячеслав Владимирович сделал доклад в Общественной палате Российской Федерации по проблемам жертв недобросовестных риэлторов. Необходимость подготовки данного доклада была обусловлена отсутствием положительной динамики в решении проблем граждан, потерявших свое жилье в результате махинаций при совершении сделок, а также объявленной голодовкой в г. Магнитогорске.

22 Января 2014 г.

Thumb_karta О том, как сын хотел похитить дом у отца. И не только об этом

05 ноября 2013 года Чесменским районным судом осужден Епифанцев А.А. по ч. 3 ст. 159 УК РФ к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком в один год.